2 Предмет и задачи качественного анализа. При исследовании
состава вещества качественный анализ всегда предшествует количественному анализу, так как выбор метода количественного определения
составных частей зависит от данных качественного анализа.
Предмет качественного анализа — развитие теоретических основ, усовершенствование существующих и разработка новых, более совершенных методов определения элементарного состава веществ. Задача
качественного анализа — определение “качества” веществ или обнаружение отдельных элементов или ионов, входящих в состав исследуемого соединения.
Качественный анализ имеет большое методологическое и педагогическое значение в профессиональной подготовке учителя химии и
биологии.
Знания качественного анализа способствуют развитию научного
подхода к изучению химических явлений, помогают вырабатывать умения рассматривать химические явления в их взаимодействии и связи,
правильно устанавливать в них причины и следствия и делать логические выводы, развивают наблюдательность, логическое мышление и
вырабатывают навыки, необходимые учителю химии.
3 Методы качественного анализа. Методы качественного анализа делятся на физические, физико-химические и химические.
Физические и физико-химические методы анализа основаны на
измерении какого-либо параметра системы, который является функцией
состава. Например, в спектральном анализе исследуют спектры излучения, возникающие при внесении вещества в пламя горелки или электрической дуги. По наличию в спектре линий, характерных для данных
элементов, узнают об элементарном составе вещества.
В физико-химических методах анализа об элементарном составе
веществ судят по тем или иным характерным свойствам атомов или ионов, используемых в данном методе. Например, в хроматографии состав
вещества определяют по характерной окраске ионов, адсорбирующихся
в определенном порядке, или же по окраске соединений, образующихся
при проявлении хроматограммы.
Между физическими и физико-химическими методами не всегда
можно установить строгую границу. Поэтому их часто объединяют под
общим названием “инструментальные” методы.
|